Нотр-Дам-де-Пари – самый узнаваемый готический собор мира. Его неоднократно воспевали в искусстве и литературе, он пережил множество войн и революций, и сложно поверить, что в эру технологий, 15 апреля 2019 года, он был уничтожен пожаром. Предлагаем вспомнить историю Собора Парижской Богоматери и запомнить его таким, каким он был до этой ужасной трагедии.
История Собора Парижской Богоматери
В XII веке, а именно в 1163 году во Франции приходит к власти король Людовик VII. Будучи верным последователем церкви, именно Людовик отдал приказ о возведении Нотр-Дам. Место для храма было выбрано не случайно – именно на территории фундамента собора в свое время до него находилось четыре разных церкви. Сначала эту землю в далеком IV веке осветила первая раннехристианская церковь, после нее была возведена базилика Меровингов, затем на этом месте построили каролингский собор, а потом – романский кафедральный собор. Последний был снесен, а его камни послужили фундаментом для Нотр-Дам-де-Пари.
В 1177 году были построены стены собора, алтарь появился в 1182. Именно строительство алтаря в полной мере открыло сооружение для посещения: с этого момента в соборе начали проводить богослужения. После возведения центрального нефа и западного фасада собор принял грандиозные размеры, и для продолжения строительства пришлось снести несколько близстоящих зданий. В 1240 году была построена южная колокольня, а северную закончили 10 лет спустя. Это был первый завершающий этап строительства храма.
В 1257 году на свинцовой крыше возвели шпиль, правда он был разрушен в 1789 году во время революции. Его реконструировали под руководством архитектора и реставратора Эжена Виолле-ле-Дюка в 1840 году. Вплоть до XIV века продолжали строиться боковые части собора, формально его строительство было завершено в 1351 году. В таком виде храм оставался нетронутым до XVIII века.
Видоизменения Собора Парижской Богоматери
На протяжении жизни собора к нему прикладывали руку множество зодчих, скульпторов и реставраторов, вносивших свою лепту в изменение фасада и внутреннего убранства святыни. Так, фасады с южной и северной сторон принадлежат авторству Жана де Шеля и Пьера де Монтрея. Менялся и внешний вид дворика собора, а в 1711 году претерпело изменение пространство перед алтарем – соборные хоры. Затем был установлен новый главный алтарь и скульптуры.
Во время Первой французской революции Национальный Конвент признал собор “твердыней мракобесия”, пригрозив его снести если город не заплатит солидную сумму откупных. Однако в 1793 году Конвент таки отдал приказ обезглавить скульптуры монархов, уничтожить витражи и разграбить реликвии собора. После многочисленных издевательств собор превратился в склад продовольствия, а впоследствии о нем и вовсе благополучно забыли на несколько десятилетий.
В середине XIX столетия во время реставрации собора в одном из дворов под землей были найдены те самые монаршие статуи. Их выкупил хозяин дома якобы для фундамента, однако строить ничего не стал, а вместо этого закопал статуи у себя во дворе – до лучших времен.
Собор Парижской Богоматери: роль Виктора Гюго
Вплоть до начала XIX века Собор Парижской Богоматери продолжал приходить в упадок, он осыпался и вскоре мог бы и вовсе превратиться в руины. С приходом к власти Наполеона все изменилось, ведь именно он в 1802 году задумал вновь вдохнуть жизнь в собор и освятить его. Но для воплощения такого плана одной идеи было недостаточно: необходимо было заставить людей тоже поверить в величие храма, дать им некий повод снова полюбить строение. Таким поводом стал написанный Виктором Гюго роман “Собор Парижской Богоматери” (1831 г.), на страницах которого разворачивается история любви, а в главной роли не случайно выступает готический собор. После выхода романа во Франции, а затем и в остальной Европе начались движения за сохранения и реставрацию готических сооружений.
Первая глобальная реконструкция храма была проведена архитектором Виолле-ле-Дюком. Были восстановлены серьезные повреждения, отреставрированы статуи и снесенный во время революции шпиль, который после реконструкции был выполнен из дуба и оббит свинцом. В конце ХХ века храм решили частично реконструировать и вернуть первоначальный золотистый оттенок песчанику, из которого тот был сооружен.
Убранство Нотр-Дам-де-Пари
В качестве маскировки современных сточных труб выступили скульптуры химер. На фасадах собора можно увидеть и других мифических созданий: драконов, демонов, горгулий. Примечательно, что головы последних развернуты на запад, они как бы ждут что сядет солнце, на город опустится ночь и они смогут ожить и вершить свои дела.
Правый вход собора украшен статуей Девы Марии с младенцем, далее расположились когда-то обезглавленные скульптуры монархов, восстановленные Виолле-де-Дюком.
Западный фасад венчает роза, состоящая из двух кругов (в одном 12 лепестков, в другом – 24), заключенных в квадрат. Такая композиция подразумевает единство божественной сущности и материального мира. Впервые розу украсили витражами еще в 1230 году, на них нанесены символы знаков Зодиака, сцены пороков и добродетелей, а посередине изображена Дева Мария с Христом.
Даже невооруженным взглядом видно, что одна из башен, находящаяся ближе к р. Сена – более массивная чем другая. Это обусловлено тем, что до XV века только в ней находились и звонили колокола. Примечательно, что каждый колокол имеет свое имя и звучит в своей тональности.
Внутреннее убранство собора не менее величественно, чем фасады. Солнечный свет, проникая сквозь витражные композиции, освещает пространство храма и наполняет его неповторимыми бликами, играет на поверхностях и создает удивительную, созидательную атмосферу. Центром композиции выступает величественный орган, верхние части которого немного перекрывают главный витражный цветок.
Есть в соборе и сокровищница, в которой расположены уникальные христианские реликвии, например терновый венок Христа, переданный храму Людовиком IX, который, в свою очередь, выкупил артефакт у византийского императора.
Собор Парижской Богоматери вдохновлял и впечатлял, он видел коронации и отпевания, при нем свершались войны и революции, он навсегда останется венцом готической архитектуры и примером для подражания, местом, куда будут хотеть возвращаться снова.